Ситуативные проявления агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями вашего малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.
Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, провоцирует других, становится грозой всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Его очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Напротив, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.
Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Выделяют три фазы адаптации:
Задумывались ли вы о том что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя
на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"
Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкается, дерется и т.п. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог).
Такой ребенок послушен, ведет себя тихо. Он не хочет привлекать к себе внимание, его постоянно беспокоит, что о нем могут подумать, поэтому он может казаться образцом хорошего поведения. Однако сильная застенчивость мешает ребенку общаться со сверстниками и взрослыми. Застенчивые дети очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от активности и развития своих способностей. К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается с годами, но тем не менее это не значит, что детям не нужно помогать в ее преодолении.
Застенчивый ребенок, как правило, не уверен в том, что он хороший, не привык иметь собственное мнение, не способен отстаивать себя и свои интересы. Это ребенок с нарушенными доверием к миру и ощущением безопасности, что отражается на его способности выстраивать контакт с окружением. И прежде всего это ребенок, которому требуется значительно больше чем другим детям времени для вхождения в контакт и налаживания безопасных для него отношений.
К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.
Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Что могут сделать родители?
Прежде всего, не считайте ребенка "избалованным", "испорченным" ("Кто же из него вырастет, если он уже сейчас такой?!"), помните о том, что это естественный этап его развития.
Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот период.
Таких детей часто называют «копуши». Они медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более всего от своей медлительности страдают сами копуши: взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в стороне. Самое главное — они испытывают трудности в обучении. Все это накладывает отпечаток на их характер, очень часто такие дети становятся необщительными, замыкаются в себе.
Медлительные дети отличаются не только медлительностью двигательных реакций — у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны собраться с мыслями, прежде чем ответят на вопрос или выполнят задание. Недостаточная подвижность проявляется и в речи детей: они «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними. Еще одна особенность медлительных детей — трудность переключения на новый вид деятельности. Такие дети склонны к стереотипным действиям, поступкам по определенным шаблонам и правилам — например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых.